Реклама не нравится никому, кроме самих рекламщиков. Она отвлекает от просмотра фильмов, от дороги, когда едите за рулем автомобиля. Реклама повторяется тысячи раз только чтобы вы купили то, что не нужно и получили маленькую порцию дофамина.
Откуда у молодых людей взяться вниманию и концентрации, когда все вокруг приучает к клиповому мышлению? Фильм, разбитый на десятки кусочков, скорее приведет к СДВГ, чем в университет. Постоянные просмотры сториз и рилз в соцсетях, быстрая смена картинок, импульсивные покупки ненужного воздействует на нашу систему поощрений. Стимул — морковка, или, как называют это современные исследователи, «Дофаномика» (дофаминовая эконмика). Навязывают скидочные карточки, играют с нами для получения виртуальных баллов, звездочек и картинок. Единственная цель этих манипуляций подсадить на дофаминовую иглу получения вознаграждения.
Пойдем Мардж скорее в магазин, а то начнется другая реклама и заставит нас купить что-нибудь еще. Гомер Симпсон
Если мне не нравится реклама, зачем я стимулирую ее появление, покупаю рекламируемые товары? Надо меняться. Уже неделю я повожу эксперимент надо собой. Во имя интересов науки установил следующие правила:
- Не покупать продукты или услуги компаний или марок, рекламу которых я видел и интернете, ТВ или на билбордах. Вот кажется мне, что рекламу колбасных изделий «Папа может» я видел, то и продукты этой марки под запретом.
- Реклама товара внутри магазина не в счет. Можно игнорировать плакат со скидками на сегодня или баннер внутри интернет-магазина ведущий на раздел этого же сайта и не считать рекламой для этого эксперимента.
- То, чем уже пользуюсь — продолжаю пользоваться. Не меняю сотового оператора или карту банка.
- Срок эксперимента не буду для себя устанавливать, можно соскочить в любой момент.
По прошествии первой недели получилась занимательная картина. Вареная колбаса, сосиски, замороженная еда и полуфабрикаты засветились в рекламе, зато куску мяса реклама не нужна. Газировку и другие вредные напитки постигла та же участь. Фастфуд пришлось исключить из рациона, кроме вагончиков на колесах, где еда показалась вкусной. Места обычной заправки бензином тоже оказались под запретом. Покатался по городу и нашел новую бензоколонку, оказалось что рядом есть ресторан мексиканской кухни где я еще не был. Все службы доставки продуктов исключили себя из моего быта. Я стал больше ходить, даже сбросил пару кило. Иностранные граждане на электровеликах с разноцветными коробками немного напряглись от моего эксперимента. Сетевые магазины типа Пятерочки или Магнита закрылись для меня на время эксперимента. Такси и самокаты теперь обхожу стороной, они меня тоже.
За эту неделю я понял две закономерности. Большая часть рекламы еды — реклама вредной еды. Рекламу овсянки и яблок я пока не видел ни разу в жизни. Обратно это тоже работает. Все, что вредно, показывают в рекламе: фастфуды, полуфабрикаты и заморозка.
Становится только интересней и эксперимент продолжается. Одно только расстраивает. Зачем я посмотрел чемпионат по снукеру? Теперь мне не купить Ролекс!