Социальные сети зло. Не абсолютное зло, как Google, но очень близко к этому. C появлением «традиционных» социальных сетей, твиттеров и прочих инстаграммов я лично был рад, что грядет конец монополии бумажной прессы и ТВ и мы, народ, станем свободны в выборе потребляемой информации и новостей. Видео и новости по запросу, на интересные темы, без шелухи и с безграничным выбором источников. Прошло совсем немного времени, но свобода оказалась обманом, а новости по большей части — фейком.
Оказалось, что технологии, призванные открывать границы, сужают их. Социальные сети и поисковые системы выдают только то, что мы хотим видеть. Наши запросы персонализированы настолько, что создается впечатление маленького уютного мирка в которой нас помещает Брин, Цукерберг и другие серые кардиналы. Вы в Екатеринбурге? Смотрите сначала то, что интересно в вашем городе, а не всему миру. Потом, если не устанете крутить колесико мышки — все остальное. Удобно, а главное спокойно на душе.
Facebook не показывает посты больного человека, который вскоре умирает, чтобы не расстраивать его друзей. Действительно, зачем показывать, все равно помрёт, а тут еще котиков не всех посмотрели. Вот такие алгоритмы выдачи у самой большой социальной сети. Лайк. Шер.
Заметили, что теперь даже комментарии, которые FB посчитал неинтересными для нас, скрываются. Конечно, можно их посмотреть, но кто же в 21 веке станет кликать мышкой (тыкать пальцем) трижды, это уже непомерный труд.
Такая же история с новостями. Ленты соц сетей отображают новости одинаково оформленными по своим стандартам в виде статей, теперь даже без перехода на сторонние сайты. Когда все новости выглядят одинаково, то на источник этих новостей почти никто не смотрит. Раньше вы переходили на сайт издателя с новостью, там был миллион рекламных объявлений, аляповатое оформление, вырвиглазные шрифты и много грамматических ошибок. Сразу было понятно — фейк. А сейчас, благодаря типовому оформлению, все выглядит одинаково. Люди, которые не имеют никакого навыка проверки данных, принимают все за чистую монету и распространяют эти новости.
Привычка читать только заголовки (писать заголовки теперь — отдельная профессия) приводит к тому, что новостями делятся вообще не читая, только на основании понравившегося заголовка. Куда катится мир!
Но нужна ли нормальным людям настоящая, не причесанная и не отмытая информация? Выдай оппозиционеру в результатах поиска, что в стране всё хорошо — он перестанет пользоваться этим поиском и перейдет на другой. Скажи патриоту, что всё плохо — тот же эффект.
Мы хотим не поиска новой информации или других точек зрения, а подтверждения своего мнения, основанного на прошлых полученных данных. Сформировали мнение, теперь его надо закрепить. Такая вот собака Павлова получилась. Лайк. Шер.
Мы и в реальной жизни все фильтруем, интернет лишь повторяет наше поведение. Я вот сколько лет уже не звоню старому приятелю, который вдруг стал разводить аквариумных рыбок и только об этом и болтает. Ну надоел он уже и не люблю я рыбок!