Миссия, видение, стратегия

Любая организация, вышедшая из периода стартапа, задумывается о своей самоидентификации. Рассуждения о судьбах компании на стратегических сессиях обычно продолжаются по несколько дней. Потом участники вдруг понимают, что они говорят о разных вещах – путают миссию и видение, цели и стратегию. Приняв участие во многих таких стратсессиях, записал некоторые простые определения.

Миссия. Сформулированное утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует компания, для кого она работает. Стивен Кови писал, что заявление о миссии должно учитывать четыре типа фундаментальных человеческих потребности: экономические (деньги), социальные (взаимоотношения), психологические (рост и развитие) и духовные (вклад). 

Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. Иначе зачем мы здесь? — Стив Джобс.

Видение. Количественные и качественные показатели, определяющие основные направления развития компании. Какой будет в будущем наша компания? Когда именно это должно случиться? Видение — это образ результата, мечта. В создании миссии и видения должны принимать участие собственники, основные акционеры и самые вовлеченные топ менеджеры.

Стратегия. Долгосрочное, качественно определенное направление развития компании, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимодействий внутри организации, а также позиции компании в окружающем её мире. Стратегию разрабатывают топ менеджеры. Зачастую именно спущенная сверху стратегия не принимается компанией и не работает. Вовлекайте в работу над ней максимальное количество талантливых и активных топов.

Хорошая миссия и стратегия не приходит как откровение во сне, а требует вдумчивой, подробной проработки и активного, откровенного обсуждения. В этом процессе нет срока внедрения, не надо торопиться.

Миссия — фундамент, видение — стены и кровля, стратегия — мебель и интерьер. Чтобы изменить миссию обычно надо разрушить и заново создать компанию. Видение меняется легче, можно же сделать перепланировку или надстроить еще один этаж, но это всегда тяжелый и болезненный процесс. Стратегия – больше инструмент, чем догма, не надо бояться вносить туда изменения.